Падение с высоты год за годом сохраняет за собой мрачное лидерство среди всех известных производственных травм. По данным Роструда, эта категория занимает 32% от всех несчастных случаев, а 60% инцидентов заканчивается летальным исходом. В данном вопросе Россия не является исключением. Министерство труда Великобритании указывает на падение с высоты как основную причину смертей на производстве и самый распространенный несчастный случай. По данным ведомства, в 2019 году около 3,9 миллионов рабочих дней было потеряно в связи с этой травмой, а около 2/3 происшествий произошло на высоте до двух метров.
Высотные работы в России регулируются приказом Минтруда №155н. Отметка в 1,8 метра, а точнее, сам риск упасть с данной высоты, служит в документе определяющим понятием, и эта цифра не случайна. Многочисленные медицинские исследования показывают, что падение с такой высоты может привести не только к тяжелым увечьям, но и к смерти. К сожалению, российская статистика не раскрывает подробную картину происшествий, что не позволяет сделать развернутый анализ. Речь идет лишь о цифре погибших и получивших травмы.
В этой статье мы постараемся разобрать самые распространенные нарушения при проведении высотных работ, которые могут стоить жизни, а также дать рекомендации к их исправлению. Стоит сразу оговориться, что речь в большей степени пойдет о промышленных альпинистах. Не имея полных данных со стороны профильных ведомств, будем опираться на свой многолетний опыт в этой сфере деятельности.
Нарушение №1
Ненадежная или плохо организованная анкерная система
1.Ненадежные опоры
Веревка и опора, к которой она крепится, поистине являются линией, связывающей работника со своей жизнью. К сожалению, не все это понимают, и очень часто можно увидеть, как промышленные альпинисты крепятся к антеннам, трубам и прочим ненадежным объектам. Под нагрузкой опора разрушается, что приводит к падению работника. Выбор точки крепления должен производиться с умом. При отсутствии надежных опор следует рассмотреть вероятность создания искусственных точек. Если и это не представляется возможным, не остается ничего другого, как использовать технику.
2.Отсутствие стопорных узлов
Если на концах веревок не завязаны стопорные узлы, систему также можно признать ненадежной. Очень часто при переходе с одного участка работ на другой и, соответственно, перемещении точки закрепления анкерной линии, работник лишен возможности видеть, находятся ли концы веревок на земле. В таком случае альпинист при спуске может ощутить, как его контролируемый спуск моментально превращается в неконтролируемое падение. Зачастую в таких ситуациях веревки не достают до земли совсем немного, но именно это «немного» и приводит к печальным последствиям. Завязывание узлов на концах веревки должно быть доведено до автоматизма.
3.Работа без страховочной линии
Анкерная система работает по очень простому принципу. Предполагается, что каждый ее элемент
дублируется. При этом сама работа (спуск или подъем) происходит только по основной линии, и лишь в случае ее повреждения в дело вступает страховочная линия, предназначенная для эвакуации с места работ (спуск или подъем). Нарушение этого фундаментального правила, к сожалению, весьма распространено.
4.Отсутствие протекторов на веревке
Исправная и сертифицированная веревка обладает большим запасом прочности. Тем не менее, когда она находится под нагрузкой, в местах соприкосновения с поверхностями — и особенно на перегибах — любая заусеница может оказаться «бритвой». Для предотвращения подобных ситуаций используются металлические уголки, защитные протекторы из самых разных материалов и стальные тросы.
5. Работа на далеко разнесенных веревках. Плохой маятник
Как мы уже писали выше, главный принцип анкерной системы — дублировать основную линию. Случается так, что для большей производительности альпинист крепит основную и страховочную линию на значительном удалении. Делается это для того, чтобы покрыть большую зону работ. Стоит сразу упомянуть, что такой метод возможен. Однако веревок в подобной ситуации должно быть уже не две а четыре. В противном случае, при повреждении одной из линий, альпинист не остается на месте, но отлетает в направлении противоположной линии, которая, в свою очередь, резко проезжает по краю крыши и обрывается.
Нарушение №2
Работа без страховки на краю
Чувство надежной опоры под ногами придает обманчивое ощущение безопасности. Эта иллюзия уже многим стоила здоровья и жизни. Организация страховки у края может занять немало времени, однако это абсолютно необходимое условие для проведения работ.
Нарушение №3
Использование бракованного, некачественного или самодельного снаряжения
Даже самые бюджетные бренды СИЗ от падения с высоты обладают достаточным запасом прочности для удержания от срыва. Самодельные же устройства, не прошедшие испытаний и сертификацию, могут стоить владельцу намного больше, чем самые дорогие импортные устройства.
Нарушение №4
Работа без каски
Каска — крайне неудобная штука. Летом в ней бывает жарко. Зимой она постоянно ездит по шапке. И вообще, «что может упасть на меня сверху, когда выше меня только облака»?
Подавляющее большинство несчастных случаев на высоте происходит из-за низкой квалификации работников и отсутствия стороннего контроля. Зачастую учебные центры проводят обучение лишь формально. Формальностью являются и проверки надзорных органов. В сложившейся ситуации именно работник оказывается ответственным за свою жизнь.
Как и любая вещь, безопасность имеет свою цену и, так или иначе, кому-то придется ее платить. Самый дорогой комплект импортного снаряжения будет стоить намного дешевле операции на позвоночнике, курсов реабилитации и даже хорошего инвалидного кресла. А самые дорогие международные курсы промышленного альпинизма IRATA обойдутся дешевле стоимости ритуальных услуг.