1. Работники, впервые допускаемые к работам на высоте, должны быть ознакомлены с:
а) инструкциями по охране труда;
б) общими сведениями о технологическом процессе и оборудовании на данном рабочем месте, производственном участке, в цехе;
в) производственными инструкциями;
г) условиями труда на рабочем месте;
д) основными требованиями производственной санитарии и личной гигиены;
е) обстоятельствами и характерными причинами несчастных случаев, аварий, пожаров, происшедших на высоте в организациях (на предприятиях), случаев производственных травм, полученных при работах на высоте; обязанностями и действиями при аварии, пожаре; способами применения имеющихся на участке средств тушения пожара, противоаварийной защиты и сигнализации, местами их расположения, схемами и маршрутами эвакуации в аварийной ситуации;
ж) основными опасными и вредными производственными факторами, характерными для работы на высоте;
з) зонами повышенной опасности, машинами, механизмами, приборами; средствами обеспечивающими безопасность работы оборудования (предохранительные, тормозные устройства и ограждения, системы блокировки и сигнализации, знаки безопасности);
и) безопасными методами и приемами выполнения работ.
Работники, впервые допускаемые к работам на высоте, должны обладать практическими навыками применения оборудования, приборов, механизмов (проверка исправности оборудования, пусковых приборов, инструмента и приспособлений, блокировок, заземления и других средств защиты) и оказания первой помощи пострадавшим, практическими навыками применения соответствующих СИЗ, их осмотром до и после использования.
2. Работники 1 группы по безопасности работ на высоте (работники, допускаемые к работам в составе бригады или под непосредственным контролем работника, назначенного приказом работодателя) дополнительно должны быть ознакомлены с:
методами и средствами предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
основами техники эвакуации и спасения.
Работники 2 группы по безопасности работ на высоте (мастера, бригадиры, руководители стажировки, а также работники, назначаемые по наряду-допуску на производство работ на высоте ответственными исполнителями работ на высоте) в дополнение к требованиям, предъявляемым к работникам 1 группы по безопасности работ на высоте, должны быть ознакомлены с:
требованиями норм, правил, стандартов и регламентов по охране труда и безопасности работ; порядком расследования и оформления несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
правилами и требованиями пользования, применения, эксплуатации, выдачи, ухода, хранения, осмотра, испытаний, браковки и сертификации средств защиты;
организацией и содержанием рабочих мест; средствами коллективной защиты, ограждениями, знаками безопасности.
Работники 2 группы по безопасности работ на высоте должны иметь опыт работы на высоте более 1 года, уметь осуществлять непосредственное руководство работами, проводить спасательные мероприятия, организовывать безопасную транспортировку пострадавшего, а так же обладать практическими навыками оказания первой помощи пострадавшему.
Работники 3 группы по безопасности работ на высоте в дополнение к требованиям, предъявляемым к работникам 2 группы по безопасности работ на высоте должны:
а) обладать полным представлением о рисках падения и уметь проводить осмотр рабочего места;
б) знать соответствующие работам правила, требования по охране труда;
в) знать мероприятия, обеспечивающие безопасность работ;
г) уметь организовывать безопасное проведение работ, разработку плана производства работ; оформлять наряды-допуски, осуществлять надзор за членами бригады;
д) уметь четко обозначать и излагать требования о мерах безопасности при проведении целевого инструктажа работников;
е) уметь обучать персонал безопасным методам и приемам выполнения работ, практическим приемам оказания первой помощи;
ж) обладать знаниями по проведению инспекции СИЗ.
Требования, предъявляемые к преподавателям и работникам 3 группы по безопасности работ на высоте: старше 21 года, опыт выполнения работ на высоте или организации проведения технико-технологических или организационных мероприятий при работах на высоте более 2-х лет.
Рекомендуемый образец
Лицевая сторона удостоверения о допуске к работам на высоте (далее - удостоверение):
┌─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐Скачать Удостоверение о допуске к работам на высоте в формате .docx
Рекомендуемый образец
Организация: ______________________________________________________________
Подразделение: ____________________________________________________________
Выдан "__" ___________ 20__ года
Действителен до "__" ___________ 20__ года
Ответственному
руководителю работ: _______________________________________________________
(фамилия, инициалы)
Ответственному
исполнителю работ: ________________________________________________________
(фамилия, инициалы)
На выполнение _____________________________________________________________
работ:
Состав исполнителей работ (члены бригады):
Фамилия, имя, отчество (при наличии) |
С условиями работ ознакомил, инструктаж провел (подпись) |
С условиями работ ознакомлен (подпись) |
Место выполнения работ: ___________________________________________________
Содержание работ: _________________________________________________________
Условия проведения работ: _________________________________________________
Опасные и вредные производственные ________________________________________
факторы, которые действуют или могут ______________________________________
возникнуть в местах выполнения работ: _____________________________________
Начало работ: ________ час. ________ мин. "__" _____________ 20__ г.
Окончание работ: ________ час. ________ мин. "__" ______________20__ г.
Системы обеспечения безопасности работ на высоте: |
Состав системы: |
Удерживающие системы | |
Системы позиционирования | |
Страховочные системы | |
Эвакуационные и спасательные системы |
1. Необходимые для производства работ:
материалы: ________________________________________________________________
инструменты: ______________________________________________________________
приспособления ____________________________________________________________
2. До начала работ следует выполнить следующие мероприятия:
Наименование мероприятия или |
Срок выполнения |
Ответственный исполнитель |
3. В процессе производства работ необходимо выполнить следующие мероприятия:
Наименование мероприятия |
Срок выполнения |
Ответственный исполнитель |
4. Особые условия проведения работ:
Наименование условий |
Срок выполнения |
Ответственный исполнитель |
Наряд выдал: ___________________________ ________________________
(дата) (время)
Подпись: ___________________________ ________________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
Наряд продлил: ___________________________ ________________________
(дата) (время)
Подпись: ___________________________ ________________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
5. Разрешение на подготовку рабочих мест и на допуск к выполнению работ:
Разрешение на подготовку рабочих мест |
Дата, время |
Подпись работника, |
1 |
2 |
3 |
Рабочие места подготовлены.
Ответственный руководитель работ ____________________________________
(исполнитель работ) (подпись, фамилия, инициалы)
6. Ежедневный допуск к работе и время ее окончания:
Бригада получила целевой инструктаж и допущена на подготовленное рабочее место |
Работа закончена, бригада удалена |
||||
наименование рабочего места |
дата, время |
подписи (подпись) (фамилия, инициалы) |
дата, время |
подпись ответственного исполнителя работ (подпись) (фамилия, инициалы) |
|
ответственный руководитель работ |
ответственный исполнитель работ | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7. Изменения в составе бригады:
Введен в состав бригады (фамилия, инициалы) |
Выведен из состава бригады (фамилия, инициалы) |
Дата, время |
Разрешил (подпись, фамилия, инициалы) |
1 |
2 |
3 |
4 |
8. Регистрация целевого инструктажа при первичном допуске:
Инструктаж провел: ___________________ Инструктаж прошел _________________
Лицо, выдавшее ____________________ Ответственный __________________
наряд: (фамилия, инициалы) руководитель работ: (фамилия, инициалы)
___________________ ___________________
(подпись) (подпись)
Ответственный ________________________________ Ответственный _______________
руководитель работ (фамилия, инициалы) исполнитель работ: (фамилия,инициалы) ___________________ ___________________
Ответственный
исполнитель
работ: ___________________ Члены бригады: ___________________
(фамилия, инициалы) (фамилия, инициалы, подпись)
Наряд-допуск выдал: _______________________________________________________
(лицо, уполномоченное приказом руководителя организации)
9. Письменное разрешение (акт-допуск) действующего предприятия
(эксплуатирующей организации) на производство работ имеется. Мероприятия по
безопасности строительного производства согласованы (заполняется при
проведении работ на территории действующих предприятий):
___________________________________________________________________________
(должность, Ф.И.О., подпись уполномоченного лица)
Ответственный |
Лицо, выдавшее |
руководитель работ: |
наряд-допуск: |
____________________________ | ____________________________ |
(дата, подпись) |
(дата, подпись) |
Скачать Допуск на производство работ на высоте в формате .docx
(с изменениями от 17 июня 2015 г.)
Рекомендуемый образец
Лицевая сторона удостоверения о допуске к работам на высоте (далее - удостоверение):
Оборотная сторона удостоверения о допуске к работам на высоте:
1. Удостоверение является документом, удостоверяющим право работника на указанную самостоятельную работу.
Работникам, выполняющим работы на высоте с применением средств подмащивания, на площадках с защитными ограждениями высотой 1,1 м и более, а также работы без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более, работы, выполняемые на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 5 м на площадках при отсутствии защитных ограждений либо при высоте защитных ограждений, составляющей менее 1,1 м, при получении данного удостоверения удостоверение, предусмотренное приложением N 2 к Правилам, может не выдаваться.
2. Удостоверение должно постоянно находиться при работнике во время выполнения им служебных обязанностей и предъявляться по требованию должностных лиц организации, осуществляющих контроль за соблюдением трудового законодательства у работодателя, а также должностных лиц, осуществляющих государственный надзор за соблюдением трудового законодательства.
3. Удостоверение считается действительным до окончания срока его действия, если изменилась фамилия работника или произошла реорганизация предприятия без изменения технологического процесса и при этом наименования должностей, должностные обязанности и условия труда работников не изменились.
4. Удостоверение выполняется ламинированным. Размер удостоверения 90 мм х 60 мм.
(с изменениями от 17 июня 2015 г.)
Рекомендуемый образец
Страницы 2-3
Страницы 4-5
Страницы 6-9
Страницы 10-69
Страницы 70-71
Примечания:
1. Личная книжка учета работ на высоте (далее - личная книжка) удостоверяет количество отработанных часов при работе на высоте; время, потраченное на подготовку оборудования и средств защиты, обследование и испытание оборудования, обследование и подготовку рабочего места; сведения о максимальной высоте, на которой проводилась работа и наименование высотного объекта.
2. Личная книжка состоит из ламинированной обложки и блока из 70 страниц. Размер личной книжки 145 мм х 100 мм.
1. В план производства работ на высоте (далее - ППР на высоте) определяются и указываются:
а) первоочередное устройство постоянных ограждающих конструкций;
б) временные ограждающие устройства;
в) используемые средства подмащивания, в том числе лестницы, стремянки, настилы, туры, леса;
г) используемые грузоподъемные механизмы, люльки подъемников (вышек);
д) системы обеспечения безопасности работ на высоте и входящая в них номенклатура устройств, приспособлений и средств индивидуальной и коллективной защиты работников от падения с высоты и потребность в них;
е) номенклатура средств по защите работников от выявленных при оценке условий труда опасных и вредных условий труда - шума, вибрации, воздействия других опасных факторов, а также вредных веществ в воздухе рабочей зоны;
ж) места и способы крепления систем обеспечения безопасности работ на высоте;
з) пути и средства подъема работников к рабочим местам или местам производства работ;
и) средства освещения рабочих мест, проходов и проездов, а также средства сигнализации и связи;
к) требования по организации рабочих мест с применением технических средств безопасности и первичных средств пожаротушения;
л) требования по санитарно-бытовому обслуживанию работников.
2. В ППР на высоте отражаются требования по:
а) обеспечению монтажной технологичности конструкций и оборудования;
б) снижению объемов и трудоемкости работ, выполняемых в условиях производственной опасности;
в) безопасному размещению машин и механизмов;
г) организации рабочих мест с применением технических средств безопасности.
3. В целях предупреждения опасности падения конструкций, изделий или материалов с высоты при перемещении их грузоподъемным краном или при потере устойчивости в процессе их монтажа или складирования в ППР на высоте указываются:
а) средства контейнеризации и тара для перемещения штучных и сыпучих материалов, бетона и раствора с учетом характера перемещаемого груза и удобства подачи его к месту работ;
б) способы строповки, обеспечивающие подачу элементов в положение, соответствующее или близкое к проектному;
в) приспособления (пирамиды, кассеты) для устойчивого хранения элементов конструкций;
г) порядок и способы складирования изделий, материалов, оборудования;
д) способы окончательного закрепления конструкций;
е) способы временного закрепления разбираемых элементов при демонтаже конструкций зданий и сооружений;
ж) способы удаления отходов и мусора;
з) защитные перекрытия (настилы) или козырьки при выполнении работ по одной вертикали.
4. В ППР на высоте с применением машин (механизмов) предусматриваются:
а) выбор типов, места установки и режима работы машин (механизмов);
б) способы, средства защиты машиниста и работающих вблизи людей от действия вредных и опасных производственных факторов;
в) величины ограничения пути движения или угла поворота машины;
г) средства связи машиниста с работающими (звуковая сигнализация, радио- и телефонная связь);
д) особые условия установки машины в опасной зоне.
5. Для обеспечения защиты от поражения электрическим током в ППР на высоте включаются:
а) указания по выбору трасс и определению напряжения временных силовых и осветительных электросетей, ограждению токоведущих частей и расположению вводно-распределительных систем и приборов;
б) указания по заземлению металлических частей электрооборудования и исполнению заземляющих контуров;
в) дополнительные защитные мероприятия при производстве работ с повышенной опасностью и особо опасных работ.
6. В ППР на высоте предусматривают дополнительные мероприятия, выполняемые при совмещенных работах, при работах в условиях работающего производства, вблизи сооружений, коммуникаций, работающих установок.
Рекомендуемый образец
Формат А4
Заглавный лист:
__________________________________________________________
(наименование организации, структурное подразделение)
Журнал учета работ по наряду-допуску
Начат "_____"__________________20____г.
Окончен "_____"__________________20_____г.
Последующие листы:
Номер наряда-допуска |
Место и наименование работы |
Производитель работы, (фамилия, инициалы, уровень компетентности по безопасности работ на высоте) |
Члены бригады (фамилия, инициалы, уровень компетентности по безопасности работ на высоте) |
Работник, выдающий наряд-допуск (фамилия, инициалы, уровень компетентности по безопасности работ на высоте) |
К работе приступили (дата, время) |
Работа закончена (дата, время) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Примечания:
1. При работах по наряду-допуску в журнале учета работ по наряду-допуску (далее - журнал) оформляется только первичный допуск к работам и указываются номер наряда-допуска, место и наименование работы, дата и время начала и полного окончания работы (графы 1, 2, 6 и 7).
2. Рекомендуемый образец журнала может быть дополнен или изменен.
3. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью организации.
4. Срок хранения журнала - один месяц со дня регистрации в графе 7 полного окончания работы по последнему зарегистрированному в журнале наряду-допуску.
Скачать Журнал учета работ по наряду-допуску в формате .docx
Рекомендуемый образец
_________________________________________________
(название предприятия, подразделения)
Место установки лесов (подмостей) и их высота; |
Тип лесов (подмостей), кем утвержден паспорт |
Дата приемки (осмотра) лесов (подмостей) и номер акта приемки |
Заключение о пригодности лесов (подмостей) к эксплуатации |
ФИО, должность работника, который проводил приемку (осмотр) лесов (подмостей) к эксплуатации |
Подпись работника, который проводил приемку (осмотр) лесов (подмостей) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Скачать Журнал приема и осмотра лесов и подмостей в формате .docx
Рекомендуемый образец
_______________________________________________________
(название предприятия, подразделения)
Графы в таблице:
Наименование механизма, устройства, средства
Инвентарный номер
Грузоподъемность, кг
Дата последнего испытания
Причина испытания, осмотра
Сведения о проведении ремонта с указанием даты
Осмотр
Статические испытания
Динамические испытания
Дата и результат испытания, осмотра
Дата следующего технического освидетельствования
Фамилия, инициалы председателя комиссии или работник, который проводил испытания
Подпись
Скачать Журнал учета и осмотра такелажных средств, механизмов и приспособлений в формате .docx
1. Графическая схема к определению фактора
Характеристика фактора
В страховочных системах, предназначенных для остановки падения, усилие, передаваемое на человека в момент падения, при использовании страховочной привязи не должно превышать 6 кН. Усилие, передаваемое на человека в момент остановки падения, зависит от фактора падения, определяемого отношением значения высоты падения работника до начала срабатывания амортизатора к суммарной длине соединительных элементов страховочной системы. Предпочтительным является выбор места анкерного устройства над головой работающего, то есть выше точки прикрепления соединительных элементов страховочной системы к его привязи. В этом случае фактор падения равен нулю. Общая длина страховочной системы со стропом, включая амортизатор, концевые соединения и соединительные элементы, указывается изготовителем в эксплуатационной документации к средствам индивидуальной защиты от падения с высоты.
2. Графическая схема к определению фактора
Характеристика фактора
Запас высоты рассчитывается с учетом суммарной длины стропа и соединителей, длины сработавшего амортизатора, роста работника, а также свободного пространства, остающегося до нижележащей поверхности в состоянии равновесия работника после остановки падения. Максимальная длина стропа, включая длину концевых соединений с учетом амортизатора, должна быть не более 2 м. Максимальная длина сработавшего амортизатора должна быть дополнительно указана изготовителем в эксплуатационной документации к средствам индивидуальной защиты от падения с высоты.
3.1. Графическая схема к определению фактора
Характеристика фактора
3.1 В качестве системы безопасности, в случае, если указанный на стропе запас высоты недостаточен для обеспечения безопасности работника, должны использоваться средства защиты ползункового типа на анкерной линии (схема 3.1) или средства защиты от падения втягивающего типа (схема 3.2).
(Графа в редакции, введенной в действие с 4 августа 2015 года приказом Минтруда России от 17 июня 2015 года N 383н.
3.2. Графическая схема к определению фактора
4. Графическая схема к определению фактора
Характеристика фактора
Расположение работника относительно анкерного устройства, при котором Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте (с изменениями на 20 декабря 2018 года)30°, требует учета фактора маятника, то есть характеристики возможного падения работника, сопровождающегося маятниковым движением. Фактор маятника учитывает фактор падения, изменение траектории падения работника из-за срабатывания амортизатора, наличие запаса высоты и свободного пространства не только вертикально под местом падения, но и по всей траектории падения.
5. Графическая схема к определению фактора
Характеристика фактора
В фактор маятника должно быть включено возможное перемещение стропа по кромке от точки 1 до точки 2 с истиранием до разрыва, вызываемое маятниковым перемещением работника при его падении.
При проведении работ на высоте должны устанавливаться ограждения и обозначаться в установленном порядке границы зон повышенной опасности исходя из следующего.
1. Границы зон повышенной опасности в местах возможного падения предметов при работах на высоте определяются от крайней точки горизонтальной проекции габарита перемещаемого (падающего) предмета с прибавлением наибольшего габаритного размера перемещаемого (падающего) груза и минимального расстояния отлета предмета при его падении согласно таблице.
Расстояние отлета грузов, предметов в зависимости от высоты падения
Высота возможного падения груза (предмета), м |
Минимальное расстояние отлета перемещаемого (падающего) груза (предмета), м/p |
|
перемещаемого краном груза в случае его падения |
предметов в случае их падения со здания |
|
До 10 |
4 |
3,5 |
До 20 |
7 |
5 |
До 70 |
10 |
7 |
До 120 |
15 |
10 |
До 200 |
20 |
15 |
До 300 |
25 |
20 |
До 450 |
30 |
25 |
При промежуточном значении высоты возможного падения расстояние отлета определяется интерполяцией.
2. Зона повышенной опасности вокруг мачт и башен при их эксплуатации и ремонте определяется расстоянием от центра опоры (мачты, башни), равным 1/3 их высоты.
3. Для исключения попадания раскаленных частиц металла в смежные помещения, соседние этажи при огневых работах на высоте все смотровые, технологические и другие люки (отверстия) в перекрытиях, стенах и перегородках помещений должны быть закрыты негорючими материалами, а опасная зона поражения разлетающимися при электрической сварке (резке) искрами в зависимости от высоты производства сварочных работ должна быть очищена от горючих веществ и материалов в границах согласно нормативным документам по пожарной безопасности.
1. Графическая схема
Описание графической схемы
Удерживающая система
Обозначения на схеме:
1 - удерживающая привязь (пояс предохранительный безлямочный), охватывающая туловище человека и состоящая из отдельных деталей, которые в сочетании со стропами фиксируют работника на определенной высоте во время работы;
2 - открывающееся устройство для соединения компонентов, которое позволяет работнику присоединять строп для того, чтобы соединить себя прямо или косвенно с опорой (далее - соединительный элемент (карабин);
3 - анкерная точка крепления, к которой может быть прикреплено средство индивидуальной защиты после монтажа анкерного устройства или структурного анкера, закрепленного на длительное время к сооружению (зданию);
4 - находящийся в натянутом состоянии строп регулируемой длины для удержания работника;
5 - перепад высот более 1,8 м. Компоненты и элементы удерживающих систем должны выдерживать статическую нагрузку не менее 15 кН, а стропы, выполненные из синтетических материалов, не менее 22 кН.В страховочных системах, предназначенных для остановки падения, усилие, передаваемое на человека в момент падения, при использовании страховочной привязи не должно превышать 6 кН. Усилие, передаваемое на человека в момент остановки падения, зависит от фактора падения, определяемого отношением значения высоты падения работника до начала срабатывания амортизатора к суммарной длине соединительных элементов страховочной системы. Предпочтительным является выбор места анкерного устройства над головой работающего, то есть выше точки прикрепления соединительных элементов страховочной системы к его привязи. В этом случае фактор падения равен нулю. Общая длина страховочной системы со стропом, включая амортизатор, концевые соединения и соединительные элементы, указывается изготовителем в эксплуатационной документации к средствам индивидуальной защиты от падения с высоты.
2. Графическая схема
Описание графической схемы
Система позиционирования позволяющая работнику работать с поддержкой, при которой падение предотвращается.
Обозначения на схеме:
1 - поясной ремень для поддержки тела, который охватывает тело за талию;
2 - находящийся в натянутом состоянии строп регулируемой длины для рабочего позиционирования, используемый для соединения поясного ремня с анкерной точкой или конструкцией, охватывая ее, как средство опоры;
3 - строп с амортизатором;
4 - страховочную привязь.
Поясной ремень системы позиционирования может входить как компонент в состав страховочной системы.
Работник при использовании системы позиционирования должен быть всегда присоединен к страховочной системе. Подсоединение должно проводиться без какой-либо слабины в анкерных канатах или соединительных стропах.
3. Графическая схема
Описание графической схемы
Страховочная система, состоящая из страховочной привязи и подсистемы, присоединяемой для страховки.
Обозначения на схеме:
1 - структурный анкер на каждом конце анкерной линии;
2 - анкерная линия из гибкого каната или троса между структурными анкерами, к которым можно крепить средство индивидуальной защиты;
3 - строп;
4 - амортизатор;
5 - страховочная привязь (пояс предохранительный лямочный) как компонент страховочной системы для охвата тела человека с целью предотвращения от падения с высоты, который может включать соединительные стропы, пряжки и элементы, закрепленные соответствующим образом, для поддержки всего тела человека и для удержания тела во время падения и после него.
Подсоединение соединительно-амортизирующей подсистемы к работнику осуществляется за элемент привязи, имеющий маркировку А. Подсоединение к точке, расположенной на спине и помеченной на схеме буквой А является предпочтительным, поскольку исключает возможность случайного ее отсоединения (отстегивания) самим работником и не создает помех при выполнении работ.
4. Графическая схема
Описание графической схемы
Система спасения и эвакуации, использующая средства защиты втягивающего типа со встроенной лебедкой.
Обозначения на схеме:
1 - анкерная жесткая линия, допускающая одновременное закрепление систем спасения и эвакуации пострадавшего и страховочной системы работника, проводящего спасательные работы;
2 - средства защиты втягивающего типа со встроенной лебедкой;
3 - спасательная привязь, включающая лямки, фитинги, пряжки или другие элементы, подходящим образом расположенные и смонтированные, чтобы поддерживать тело человека в удобном положении для его спасения;
4 - строп;
5 - амортизатор;
6 - страховочная привязь.
В системе спасения и эвакуации кроме спасательных привязей могут использоваться спасательные петли.
Различают:
- спасательная петля класса А: петля, задуманная и сконструированная таким образом, что во время спасательного процесса спасаемый человек удерживается спасательной петлей, лямки которой проходят под мышками;
- спасательная петля класса В: петля, задуманная и сконструированная таким образом, чтоб во время спасательного процесса работник удерживается в позиции "сидя" лямками спасательной петли;
- спасательная петля класса С: петля, задуманная и сконструированная таким образом, что во время спасательного процесса работник удерживается в позиции вниз головой лямками спасательной петли, расположенными вокруг лодыжек.
5. Графическая схема
Описание графической схемы
Система спасения и эвакуации, использующая переносное временное анкерное устройство.
Обозначения на схеме:
1 - трипод;
2 - лебедка;
3 - спасательная привязь;
4 - страховочное устройство с автоматической функцией самоблокирования вытягивания стропа и автоматической возможностью вытягивания и возврата уже вытянутого стропа;
5 - амортизатор содержащийся во втягивающемся стропе (функция рассеивания энергии может выполняться самим страховочным устройством 4);
6 - страховочная привязь.
6. Графическая схема
Описание графической схемы
Система спасения и эвакуации, использующая индивидуальное спасательное устройство (ИСУ), предназначенное для спасения работника с высоты самостоятельно.
Обозначения на схеме:
1 - ИСУ, исключающее вращение и возможность свободного падения работника при спуске, а также внезапную остановку спуска и обеспечивающее автоматически скорость спуска, не превышающую 2 м/с;
2 - спасательная петля класса В (возможно использование спасательной петли класса А).
Изготовитель в эксплуатационной документации для ИСУ дополнительно указывает максимальную высоту для спуска.
Расчеты величин нагрузок в анкерном устройстве при соединении между собой нескольких анкерных точек с использованием петель при различных углах расположения канатов относительно вертикальной плоскости приведены в таблице 1.
Таблица 1
P1 - величина нагрузки на канате
F1, F2, F3 - силы, действующие на анкерные точки
Таблица 2
N схемы |
Графическая схема крепления |
Характеристика крепления |
1 |
2 |
3 |
1 |
При горизонтальном закреплении каната необходимо учитывать, что чем меньше угол его провисания, тем больше будет нагрузка в точках его крепления (А и В). Если угол провисания натянутого каната равен 10°, нагрузка в точках А и В возрастает втрое (FA=PL/2h). (Если L = 12 м; h = 2 м; Р = 800 Н - то FA = 800 x 12/(2 x 2) =2400 Н). |
|
2 |
Вертикальное дублирование анкерных точек в анкерном устройстве. Угол между точками А и В должен быть не более 300. |
|
3 |
Оттяжка, установленная на канат, может быть скользящей, когда канат просто проходит через карабин оттяжки (а), и фиксированной, когда канат крепится в карабин оттяжки узлом "баттерфляй" (б). В первом случае (п.3), (а) оттяжка нагружается равнодействующей силой натяжения каната, |
|
4 |
а во втором случае (п.4), (б) может подгружаться еще и частью нагрузки каната, так как исключена возможность проскальзывания оттяжки вдоль каната. Это необходимо учитывать при установке оттяжек, стараясь располагать их по биссектрисе угла между направлениями приложения нагрузок на опорный канат. |
Прочность оттяжек и надежность их закрепления должны соответствовать прочности и надежности закрепления канатов. Конструкции оттяжек и способы их соединения с канатом предписываются ППР.
При установке каната на уровне плоскости опоры для ступней ног не следует предварительно натягивать его; при этом длина каната должна быть подобрана таким образом, чтобы закрепленный на концах и натянутый посередине усилием 100 Н (10 кгс) канат не выходил за габаритные размеры конструктивных элементов, на которые он устанавливается.
Таблица 3. Величина провисания каната анкерной линии
Расстояние между точками закрепления, м |
Величина предварительного натяжения каната, Н (кгс) |
Контролируемая величина провисания каната в середине пролета, мм, при диаметре каната, мм |
|
8,8; 9,1; 9,7 |
10,5; 11,0 |
||
12 |
1000 (100) |
55 |
75 |
24 |
1000 (100) |
220 |
300 |
36 |
2000 (200) |
240 |
340 |
48 |
3000 (300) |
280 |
400 |
60 |
4000 (400) |
330 |
480 |
Примечания:
1. Соотношения между величинами предварительного натяжения и провисания каната в середине пролета для канатов, не указанных в таблице, должны устанавливаться стандартами или техническими условиями на канаты конкретных конструкций.
2. При измерении величины провисания каната канат должен быть освобожден от закрепления к промежуточным опорам.
3. Предельное отклонение контролируемой величины от данных таблицы 3 +/- 15 мм.
Распределение нагрузок на анкерные точки в зависимости от угла между плечами крепления и способов (схем) их соединения (блокировка) приведены в таблице 4.
N п/п |
Графическая схема дублирования анкерных точек, |
угол, 0 |
||||||||||||
0 |
15 |
30 |
45 |
60 |
75 |
90 |
105 |
120 |
135 |
150 |
165 |
180 |
||
1 |
50 |
50 |
52 |
54 |
58 |
63 |
71 |
82 |
100 |
131 |
193 |
383 |
1146 |
|
2 |
71 |
75 |
82 |
90 |
100 |
113 |
131 |
156 |
193 |
256 |
383 |
764 |
2292 |
Распределение нагрузок на анкерные точки в зависимости от угла провисания горизонтально установленного страховочного (грузового) каната приведены в п. 1 таблицы 2.
В случае крепления каната за две анкерные точки угол между плечами петель должен быть не более 90°. При этом нагрузка на плечи должна распределяться равномерно.
В случае крепления каната за анкерное устройство, состоящее из двух анкерных точек, соединенных замкнутой петлей (без крепления петли за анкерные точки), угол между плечами петель должен быть не более 45°. При этом нагрузка на плечи должна распределяться равномерно.
Если канат крепят только за одну из двух анкерных точек, вторая анкерная точка должна располагаться выше первой, а угол между ними должен быть не более 30° (п. 2 таблицы 4).
Графическая схема
Описание графической схемы
Система канатного доступа обеспечивает работнику доступ к рабочему месту и возврат обратно, выход на поверхность площадки и изменение в рабочей позиции, предоставляет опору и позиционирование, защищая от падения, обеспечивая при необходимости спасение с высоты.
Состоит из:
1 - структурные анкера, закрепленные на длительное время к сооружению (зданию), или анкерные устройства, состоящие из элемента или ряда элементов или компонентов, которые включают точку или точки анкерного крепления;
2 - анкерные канаты;
3 - точка присоединения устройства позиционирования на канатах согласно инструкции изготовителя;
4 - устройство позиционирования на канатах, которое при установке на анкерном канате подходящего диаметра и типа дает возможность пользователю изменять свое положение на этом канате;
5 - канат страховочной системы;
6 - устройство позиционирования на канатах страховочной системы типа А (устройство управления спуском), которое сопровождает пользователя во время изменений позиции и которое автоматически блокируется на канате под воздействием статической или динамической нагрузки;
7 - страховочная привязь;
8 - амортизатор;
А - точка присоединения согласно инструкции изготовителя к страховочной привязи (маркированная буквой А).
Различают:
- устройство позиционирования на канатах типа В для подъема по канату, приводимое в действие вручную, которое в случае прикрепления к рабочему канату, блокируется под воздействием нагрузки в одном направлении и свободно скользит в обратном направлении (устройства позиционирования на канатах типа В всегда предназначаются для применения вместе таким же устройством типа А, подсоединенным к канату страховочной системы);
- устройство позиционирования на канатах типа С для снижения по рабочему канату, приводимое в действие вручную и создающее трение, которое позволяет пользователю совершать управляемое перемещение вниз и остановку "без рук" в любом месте на рабочем канате (устройства позиционирования на канатах типа С всегда предназначаются для применения вместе таким же устройством типа А, подсоединенным к канату страховочной системы);
Работник при использовании системы канатного доступа должен быть всегда присоединен к анкерным канатам обоих систем (системы канатного доступа и страховочной системы). Подсоединение должно проводиться без какой-либо слабины в анкерных канатах или соединительных стропах.
1. Графическая схема
Описание графической схемы
Работник обязан осуществлять присоединение карабина за несущие конструкции, обеспечивая свою безопасность за счет непрерывности самостраховки при перемещении (подъеме или спуске) по конструкциям на высоте в случаях, когда невозможно организовать страховочную систему.
Обозначения на схеме:
1 - страховочная привязь;
2 - стропы самостраховки;
3 - амортизатор;
4 - соединитель (карабин), который позволяет работнику присоединять страховочную систему для того, чтобы соединить себя прямо или косвенно с опорой. Конструкция карабина должна исключать случайное открытие, а также исключать защемление и травмирование рук при работе с ним.
2.1. Графическая схема
2.2. Графическая схема
2.3. Графическая схема
2.4. Графическая схема
Описание графической схемы
Работник обязан осуществлять присоединение карабина за несущие конструкции, обеспечивая свою безопасность за счет непрерывности самостраховки при горизонтальном перемещении по конструкциям на высоте в случаях, когда невозможно организовать страховочную систему.
Обозначения на схеме:
1 - страховочная привязь;
2 - стропы самостраховки;
3 - амортизатор;
4 - соединитель (карабин).
3. Графическая схема
Описание графической схемы
Работник обязан осуществлять организацию временных анкерных точек с фактором падения не более 1 (схема 1 приложения N 10), при перемещении по конструкциям и высотным объектам с обеспечением своей безопасности вторым работником (страхующим).
Обозначения на схеме:
1 - страховочная привязь;
2 - страхующий канат;
3 - амортизатор;
4 - соединитель (карабин);
5 - устройство, приводимое в действие вручную и создающее трение, которое позволяет страхующему совершать управляемое перемещение страхующего каната и остановку "без рук" в любом месте на страхующем канате;
6 - защита рук страхующего.
Графические схемы
различных тормозных систем, их характеристики, соотношение усилий,
возникающих на анкерных устройствах в зависимости от углов перегиба страховочного каната и усилия рывка
Графическая схема тормозной системы |
Характеристика тормозной системы |
Соотношение усилий в тормозной системе |
1 |
2 |
3 |
Через один карабин. Угол перегиба каната через карабин должен быть не более 90°. |
||
Через два карабина и устройство для спуска по канату |
||
Через два карабина. |
||
Использование спускового устройства |
||
Через карабин и устройство для спуска по канату. |
Если в качестве тормозной системы используется карабин, закрепленный за анкерную точку, угол перегиба каната через карабин должен быть не более 90°.
При обеспечении страхования через карабин страхующий постоянно контролирует натяжение страховочного каната во время работы, а также подъема (спуска) работника и обеспечивает постоянное удержание работника без провисания (ослабления) страховочного каната.
Для обеспечения постепенного (плавного) гашения динамической нагрузки (рывка), которая возникает в случае падения работника, страхующий должен вначале протравить канат путем свободного его пропускания через тормозную систему примерно на длину, равную 1/3 высоты ожидаемого падения работника, а затем обеспечить остановку падения и удержания работника.
Не допускается удерживать работника, который поднимается (спускается), путем пропускания страховочного каната через плечо, поясницу страхующего, а также использовать какие-либо технические приспособления, прикрепленные к привязи страхующего.
N п/п |
Название узла |
Графические схемы узлов |
Примечание |
1 |
Штык с двумя шлагами |
Применяется для привязывания конца каната к точке закрепления |
|
2 |
Прямой |
Применяется для обвязывания опор и грузов |
|
3 |
"Восьмерка" |
Применяется для привязывания конца каната к точке закрепления |
|
4 |
"Восьмерка" с двойной петлей |
Применяется для объединения двух анкерных точек в единую систему. Образует двойную петлю, что увеличивает ее прочность на разрыв |
|
5 |
Встречная "восьмерка" |
Применяется для связывания канатов одинакового диаметра. |
|
6 |
Грейпвайн |
Применяется для связывания канатов одинакового диаметра. |
|
7 |
Брамшкотовый |
Применяется для связывания канатов разного диаметра. |
|
8 |
"Маршара" |
Схватывающий узел, затягивающийся под нагрузкой. Выполняется полиамидным шнуром диаметром 6-8 мм. Может быть использован в аварийной ситуации, для эвакуации с рабочего места. |
|
9 |
"Прусика" |
Схватывающий узел, затягивающийся под нагрузкой. Выполняется полиамидным шнуром диаметром 6 мм на канате 10-12 мм. |
|
10 |
"Бахмана" |
Схватывающий узел, затягивающийся под нагрузкой. Может быть применен в полиспастах. |
|
11 |
UIAA |
Применяется для торможения каната при спуске грузов. Может быть использован в аварийной ситуации, для эвакуации с рабочего места. |
|
12 |
Баттерфляй |
Применяется для организации промежуточной петли в любой точке каната. |
|
13 |
Стремя |
Применяется для организации самоспасения при зависании, а также для закрепления каната к анкерной точке. |
|
14 |
"Гарда" |
Применяется для предотвращения обратного хода каната при подъеме грузов. Для безопасного применения карабины должны быть одинакового размера и формы. |
|
15 |
Стопорный узел |
Применяется в качестве стопорного узла на конце каната. |
Длина каната выходящего из стопорного узла (п.15 таблицы 1) должна быть не менее 10 см.
Допущенные к применению узлы должны быть указаны в ППР, технических схемах, а также в наряде-допуске.
Завязывание узлов должен проводить компетентный работник.
Спуск груза должен осуществляться с применением следующих тормозных систем:
а) закрепленного устройства для спуска по канату;
б) узла "UIAA";
в) "Карабинного тормоза".
При подготовке к спуску и спуске груза должна соблюдаться следующая последовательность действий:
а) подготовить анкерное устройство для крепления тормозной системы;
б) заправить канат, на котором спускается груз, в тормозную систему и зафиксировать его;
в) груз прикрепить карабином к канату, муфту карабина закрутить;
г) уведомить находящихся внизу работников о спуске груза;
д) переместить груз за край (границу перепада по высоте) сооружения;
е) снять фиксацию с тормозной системы, начать спуск груза.
Спуск груза осуществляется при обязательном использовании средств индивидуальной защиты рук.
Для подъема груза в зависимости от соотношения веса груза к тяговому усилию, применяются полиспастные системы с подвижными или фиксированными блоками, схемы которых приведены в таблице 2.
Таблица 2.
Графическая схема полиспаста с одним подвижным блоком (отношение массы груза к тяговому усилию равно 2) |
Графическая схема полиспаста с двумя подвижными блоками (отношение массы груза к тяговому усилию равно 4) |
Графическая схема полиспаста с одним фиксированным и двумя подвижными блоками (отношение массы груза к тяговому усилию равно 6) |
На грузовом канате выше тягового зажима должен быть установлен зажим для ограничения обратного хода конца каната, на котором закреплен груз. В плане производства работ с учетом оценки рисков может быть разрешено использование вместо зажима самозатягивающегося узла.
Смотрите также: